вторник, 14 февраля 2012 г.

О народовластии на примере ПДД

Автор Red Pestizide

Листая старые учебники по автоделу, обратил внимание на Правила дорожного движения тех лет. Казалось бы, ну что там интересного? Ну последовательности проезда перекрёстков, обгона, манёвров и так далее… Многое из этого (даже практически всё) с небольшими изменениями действует и теперь. Но дело не в этом. Сама концепция Правил несколько иная. Если брать Правила дорожного движения Белоруссии (жаль нет в руках ПДД РФ, хотя это не столь важно, поскольку отличия минимальны), то они начинаются, например, так “Правила Дорожного Движения. Утверждены Указом Президента Республики Беларусь 28.11.2005 г. № 551”. Пишу по той книжке, которая под рукой, хотя уже вышло то ли 2, то ли 3 редакции, всё с мелкими изменениями. Но важно другое. А именно: на сегодняшний день мы имеем “спускаемые” на нас властями нормативные акты, которые прописывают наше поведение как участников дорожного движения. И поменять что-либо мы уже не можем. Конечно, профессиональные юристы будут говорить, что можно жаловаться в Конституционный суд или куда ещё, писать иски и жалобы и так далее. Но много ли желающих участвовать в этой затратной волоките? Но так было в нашей истории далеко не всегда. И об этом речь пойдёт в данной статье. 

К сожалению, у меня не оказалось под рукой ПДД или учебников по автоделу 30-х или первой половины 40-х годов, так что буду довольствоваться изданиями “Учебника автолюбителя” А.В.Карягина и Г.М.Соловьёва издания 1949 и 1951 годов как наиболее ранними источниками, в которых приведены действующие на тот момент Правила Дорожного Движения. Итак, в данных книгах приводится несколько иная концепция действующих правил. Цитирую:
Правила движения по дорогам союзного и республиканского значения являются т и п о в ы м и для всей территории СССР и составляются ГАИ Главного управления милиции Министерства внутренних дел СССР. На основе Типовых правил областными (краевыми) и городскими советами депутатов трудящихся утверждаются Правила движения, в которых учитываются особые условия данной местности. 
А.В. Карягин, Г.М.Соловьёв. Учебник Автолюбителя, М.,Физкультура и спорт, 1949 г. с. 191
В итоге, мы видим что правительство не выстраивает “вертикаль власти”, попутно заявляя что у него “недостаточно полномочий”, а предоставляет возможность избранным представителям своих граждан самостоятельно решать те или иные вопросы обустройства своей жизни. Отмечу, что представители силовых структур соучаствуют в данном процессе, действуя в унисон с депутатами:
Отделы и отделения безопасности движения разрабатывают и , по согласованию с местными Советами депутатов трудящихся, проводят в жизнь все необходимые мероприятия по организации и регулированию движения, ведут агитационно-пропагандистскую работу, расследуют аварии на автотранспорте.
А.В. Карягин, Г.М.Соловьёв. Учебник Автолюбителя, М.,Физкультура и спорт, 1951 г. с. 210
Таким образом, ГАИ и подобные структуры взаимодействуют с представителями граждан, подобно хорошему мастеру, скажем, по укладке плитки, не просто выполняя свой круг обязанностей, но и помогая заказчику сделать правильный выбор, предостерегая от ошибок и заодно находя оптимальное решение той или иной проблемы. 

Возможно, читатель данной статьи возразит автору, отметив, что подобные схемы реализуются хорошо лишь в теории, на практике приводя к бардаку. Но то что данная схема работала достаточно оптимально, свидетельствуют примеры, приводимые в вышеописанной литературе. Они касаются, например, города Москвы:
В населённых пунктах и на некоторых дорогах, прилегающих к большим городам, скорость движения обычно ограничивается, причём отдельные скорости, устанавливаемые местными Советами депутатов трудящихся, отличаются один от других очень незначительно.
Ниже в таблице приводятся для сравнения максимальные скорости движения, предусмотренные Типовыми правилами и принятыми постановлениями Мингорисполкома и Мособлисполкома:

Вид транспорта
Скорость в км.час
Типовые правила
Москва
Московская область
Дороги
Населённые пункты
Автомобили легковые, типа “пикап” и мотоциклы
50
60
60
40
Автобусы, троллейбусы и трамваи
40
45
40
30
Грузовые автомобили
35
45
40
30

Отметим, что никакого бардака и хаоса при такой схеме быть не может, поскольку все уточнения в правила движения легко отмечаются на уровне дорожных знаков и указателей, так что водитель, даже впервые попавший в этот город даже не зная об указаниях местного Совета ничего не нарушит. Ну висит себе знак ограничения скорости не до 50 км./час, а до 40 и всё нормально. Мало того, в условиях мегаполиса с высокой автомобилизацией такая практика могла предотвращать пробки и так далее. Например, в цитируемой литературе расписываются постановления относительно Москвы, где уже в конце 40-х годов автомобилей было очень много:
В Москве кроме того, скорость движения не должна превышать 15 км./час:
а) при возвращении в гараж (парк) без света или звукового сигнала (если они испортились в пути)
б) при движении с неисправным стеклоочистителем в дождливую и снежную погоду
А.В. Карягин, Г.М.Соловьёв. Учебник Автолюбителя, М.,Физкультура и спорт, 1951 г. с. 210
В итоге все вопросы, скажем, с установкой знака ограничения скорости возле школы или оформления пешеходной “зебры” решались бы буквально за пару дней. 

Отмечу, что подобное законотворчество было распространено в эпоху, которую сейчас окрестили “тоталитаризмом” и так далее. Но на поверку выходит что “тиран” Сталин, предоставляет своим гражданам самим решать, по каким правилам им жить. Причём в огромной стране нет никакой “вертикали” власти, которая должна с чем-то там бороться, предотвращать и т.д. и т.п. Мне могут возразить, что и выборов-то и не было, но тогда если допустить наличие в Советах депутатов тунеядцев и холуёв, как в в Белоруссии, то зачем тогда разводить всякие “Типовые” правила и предоставлять выборным органам те или иные полномочия? Всё можно решить как Лукашенко – очередным “Декретом”. И все проглотят, не подавятся. Значит, режим Сталина не был диктатурой для своих граждан. Мало того – он позволял РЕАЛЬНО РЕШАТЬ государственные вопросы, участвуя в жизни своей страны. А это и есть подлинное НАРОДОВЛАСТИЕ. А не т.н. “демократия”, когда в выборных органах сидят финансовые тузы или политические махинаторы, свободные от своих избирателей на всё время действия мандатов. И всё дело в том, что подобные полномочия граждан были тем, за что Иосиф Виссарионович Джугашвили с соратниками боролись с самого начала свой политической деятельности. 

Но ничто не вечно под Луной. После Сталина начался период хрущёвщины, который нынешние интербляденты называют “оттепелью” и так далее. Но реально дело шло к сворачиванию именно Советской власти и превращению СССР в “типо социальное” государство, где от граждан мало что зависело, хотя жизнь по сравнению с эпохой Сталина была намного сытнее и безопаснее. 

Объективно, именно Советы были Хрущёву и подельникам не нужны изначально. Ведь наличие подобного института могло привести к не просто к выступлениям против политики властей в отдельных городах, а к радикальной смене власти и реставрации сталинизма и тогда деятели “оттепели” в лучшем случае получили бы реальные сроки, если бы не стали к стенке. А именно такого сценария верхушка СССР и боялась, поскольку хотела жить в своё удовольствие и не бояться ответить рано или поздно за пригрешения . И в итоге начался процесс лишения Советов реальных полномочий. И примером этого наступления может служить следующий материал из “Справочника автолюбителя” 1960-1963 года (сдан в набор в 1960 году, подписан к печати в 1963), откуда убраны все упоминания даже о машине ЗиС-101, потому что там Сталин упомянут, и указано просто “Автомобиль семиместный с закрытым кузовом”
“Введение на местах более рациональных схем движения и отдельных его ограничений – путём применения дорожных сигнальных знаков, разметки проезжей части и указателей, приведённых в настоящих правилах осуществляется: в городах на основании решений Исполнительных комитетов городских Советов депутатов трудящихся, а на дорогах соответствующими дорожными органами по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией”.
К.С. Шестопалов. Спутник автолюбителя. Москва “Физкультура и спорт”1963 г. с.277.
А в Учебном пособии шофёру-любителю Н.Беляева и М.Шлезингера. Москва, Издательство ДОСААФ, 1961 г. в разделе ПДД ни о каких там “Советах” и речи нет, хотя в “Учебнике автолюбителя” А.В.Карягина и С.М.Соловьёва издания 1956 г. концепция ПДД , такая же, как и в конце 40-х.. 

В итоге, как мы видим, процесс ограничения полномочий Советов в начале 1960-х уже начат. И приходит к своему логическому завершению при Брежневе, которому данный институт в общем-то тоже не нужен. Ибо В принципе, вся схема разработки и принятия ПДД “чисто по ведомственному” достаточно хорошо расписана в следующей цитате издания катастроечной поры:
В 1961 году в нашей стране были разработаны единые Правила движения по улицам и дорогам СССР. Однако, в процессе их применения выяснилось, что в них не все вопросы дорожного движения разрешены достаточно чётко и квалифицированно. В связи с этом Правила были доработаны и с 1 января 1965 года введены в действие под наименованием “Правила движения по улицам городов, населённых пунктов и дорогам СССР.

Поскольку в 1968 году на международной конференции по дорожному движению в Вене были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах, к которым присоединился и Советский Союз, возникла необходимость существенной переработки отечественных Правил с учётом международных требований.

Новые Правила дорожного движения были разработаны с учётом накопленного опыта в обеспечении безопасности дорожного движения в нашей стране предложений и пожеланий работников транспортных предприятий, утверждены Министерством внутренних дел Союза ССР и с 1 января 1973 года выедены в действие на всей территории нашей страны. Впоследствии с целью дальнейшего совершенствования в Правила вносились изменения и дополнения – с 1 апреля 1975 года, 1 января 1976 года и с 1 января 1979 года.
Н.А.Артемьев, В.И.Сасим, В.Е.Шатохин. Правила и безопасность дорожного движения. Минск, “Беларусь”, 1989 г., с. 3-4.

И что мы получаем в итоге? Советы депутатов даже не упоминаются, все решения принимаются на уровне ведомств, причём выслушиваются только “нужные профессионалы” и не более, причём без права голоса. Мало того, международные постановления стали иметь приоритет над волей своих же граждан. И это называется Советской властью? Мало того, судя по всему, первая попытка сделать “чисто ведомственные” ПДД на все случаи жизни была настолько убогой, что в учебнике 1967 года её просто постыдились упоминать:
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР Министерство охраны общественного порядка РСФСР утвердило 3 июня 1964 года г. Правила движения по улицам городов, населённых пунктов и дорогам СССР, которые повсеместно введены в действие с 1 января 1965 г. Правила являются единым нормативным документом, определяющим порядок движения транспортных средств и пешеходов на всей территории СССР и обязательным для всех лиц и организаций.
С.Бумштейн, А.Натаров.Н.Левковский. Учебное пособие автолюбителя. Издательство ДОСААФ, Москва, 1967 г. С. 237
Зато в последний раз там же упомянуты Советы депутатов. И их реальная роль:
Большую роль в предупреждении дорожно-транспортных проишествий, поддержании общественного порядка на автомобильных дорогах и борьбе с нарушениями правил движения играют секции дорожной безопасности, общественные контролёры, дружинники по безопасности движения и общественные автоинспекторы.

Указанные общественные общественные организации создаются при исполкомах Советов депутатов трудящихся, на автотранспортных и промышленных предприятиях, при дорожно-эксплуатационных органах управлений автомобильных дорог, отделах и отделениях регулирования уличного движения и Государственной автомобильной инспекции (ОРУД_ГАИ), органах дорожной милиции, школах и жилищно-эксплуаитационных конторах.
С.Бумштейн, А.Натаров.Н.Левковский. Учебное пособие автолюбителя. Издательство ДОСААФ, Москва, 1967 г. С. 237
В итоге констатируем, что на 1967 год Советы депутатов уже никакой серьёзной роли в жизни страны не играли. Выходит, уже в начале правления Брежнева Советская власть уже была мертва. До катастройки ещё 20 лет, но финал уже ясен…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.